официальный сайт
Грязовецкого муниципального
района Вологодской области
 
Образование. Предпрофильная подготовка.
Образование. Предпрофильная подготовка.

Т.А.Патракеева,
зам. начальника управления образования
Грязовецкого муниципального района

Предпрофильная подготовка девятиклассников.
Региональный базисный учебный план 2005.

В 2006-2007 учебном году муниципальная система образования переходит на реализацию профильного обучения в рамках предпрофильной подготовки.

Целями и задачами концепции профильного обучения являются следующие положения:

  1. обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы полного общего образования;
  2. создать условия для значительной дифференциации содержания обучения старшеклассников, с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  3. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;
  4. расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, в том числе более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Научное руководство внедрением предпрофильного обучения в школах района осуществляет доктор педагогических наук, профессор кафедры экономики и предпринимательства Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Лев Николаевич Серебренников. Две школы района (МОУ "Юровская средняя общеобразовательная школ" и МОУ Вохтожская средняя общеобразовательная школа №2) являются базовыми по отработке предпрофильного обучения.

Содержание профильного обучения, набор профилей определяется с учетом типологии предметов труда по Климову: Человек - Природа, Человек - Техника, Человек - Знаковая система, Человек - Человек, Человек - Художественный образ, - соответствующих сферам трудовой деятельности. Именно такого подхода в очерчивании круга профилей целесообразно придерживаться, так как предметный подход в наборе профилей не дает конечного результата и реализация его будет затруднена в любой школе. Так, например, количество предметных профилей может быть равно количеству старшеклассников (математический, физико-математический, информационно-технический, физико-химический, информа-ционно-математический и т.д.). Поэтому определение количества профилей соизмеримое количеству сфер трудовой деятельности рано 5 и оптимально, даже с точки зрения психологии.

Выбор старшеклассниками определенного профиля обучения в старшей школе должен строиться на основе предпрофильной подготовки в основной школе, целью которой является выявление и формирование образовательных и профессиональных склонностей и устремлений школьников. Организация предпрофильной подготовки целесообразна в 9-х или в 8-9-х классах в силу возрастных особенностей учащихся, именно в этом возрасте школьник начинает задумываться о своем самоопределении, о своей дельнейшей деятельности.

По структуре предпрофильная подготовка состоит из трех компонентов:

  1. психолого-педагогические сопровождение (профинформация, профконсультирование);
  2. социально-профессиональная ориентация (вводно-ознакомительные и ориентационно-диагностические курсы);
  3. предметная подготовка (компенсация пробелов предметной подготовки, дополнительная предметная подготовка).
Оптимальное количество часов, необходимое на предпрофильную подготовку - не менее 3-х часов в неделю (не менее 100 часов в год). Из них 1 час в неделю отводится на психолого-педагогическое сопровождение и 2 часа в неделю на социально-профессиональную ориентацию и предметную подготовку.

Психолого-педагогическая поддержка может осуществляться в объеме от 17 до 34 часов и обеспечиваться на основе существующих программ и методик курса «Твоя профессиональная карьера» либо аналогичных курсов, направленных на формирование социально-профессионального самоопределения учащихся (ознакомление учащихся с миром профессий, рынком труда, профессионально-образовательной картой региона, профессионально важными качествами будущего работника, процессом и условиями принятия профессионального решения). Для реализации психолого-педагогической поддержки могут быть привлечены психолог, социальный педагог школы, классный руководитель, для профессионального информирования- представители различных профессий, родители, руководители предприятий и т.д.

Социально-профессиональная ориентация направлена на обеспечение диагностики учащихся и формирование их жизненных и профессионально-образовательных планов через включение учащихся в практико-ориентированную, профессионально значимую деятельность. Вводно-ознакомительные курсы, изучаемые в течение первого полугодия , предполагают расширение знаний и опыта учащихся в различных сферах деятельности, а также ознакомление с вариантами и содержанием курсов по выбору второго полугодия, носят прикладной, как правило, репродуктивный характер, предусматривающий изготовление несложных учебных образцов и последующим выполнением творческих работ в 3 и 4 четвертях. Это позволяет, с одной стороны, расширить теоретическую и практическую подготовку учащихся, а с другой - создать условия формирования субъектной позиции в выборе предпочтительной сферы трудовой деятельности. На вводно-ознакомительные курсы отводится 32 часа из расчета 2-часовых занятий в течение 16 недель 1 полугодия. Это позволяет провести по 3-4 занятия по всем пяти сферам деятельности.

Завершающий раздел практико-ориентированного обучения предполагает проектную, практико-ориентированную, ориентационно-диагностическую деятель-ность учащихся. Общий коллективный школьный проект разбивается на подпроекты, модули в определенной сфере деятельности. В ходе руководства проектом учителю отводится еще и роль психолога: выявить не только подходящую сферу деятельности, но и определить предпочтительный вид трудовой деятельности (рабочий исполнитель, инженер-конструктор, рационализатор, «генератор идей», руководитель и т.д.), а также необходимый для него уровень профессионального образования (начальное, среднее или высшее).

В ходе выполнения проектов учитель умело ставит проблемы, в результате которых ученик испытывает недостаток знаний. Здесь и возникает необходимость пополнения предметных знаний в ходе дополнительной предметной подготовки. Дополнительная предметная подготовка не должна быть обязательной для всех. Сюда придут потенциальные учащиеся старшей ступени обучения, которые будут готовится к получению высшего образования.

В Грязовецком районе практически все школы с 2006-2007 учебного года будут осуществлять предпрофильную подготовку девятиклассников. Каждая школа выберет свой путь перехода на предпрофиль и далее профиль, исходя из своих возможностей и условий, некоторые определились с темой проекта, проведя предварительную работу с учащимися по совместному определению направления проектной деятельности. Вохтожская школа №1, Слободская, Сидоровская школы, средняя школа №1 г. Грязовца будут реализовывать предпрофильное обучение через использование классных часов, часов школьного компонента и частично времени, отведенного для технологии (40-часовая тема предмета технологии 9 класса «Основы проектной деятельности» будет полностью использована для организации предпрофиля).

Другая часть школ будут осуществлять предпрофильную подготовку, используя классные часы и время, отведенное на дополнительное образование, умело направляя его в нужное русло. Это: Совхозная, тема проекта "Деревенька моя"; Школа №2 г. Грязовца, тема проекта "Здоровье - основа жизни человека"; Ростиловская школа, тема проект "Школьный порог - начало всех дорог", Вараксинская, Минькинская школы, Вохтожская школа №2, Комьянская.

Средняя школа №3, Фроловская, Баклановская школы начнут подготовительную работу к организации предпрофильной подготовки через профориентационную работу, профконсультирование и профдиагностику. Основная задача на переходном этапе - не совершить ошибок и осуществить завершение курса предмета технологии по содержанию. Некоторые школы этап психолого-педагогического сопровождения начнут с 8-го класса и одновременно внесут корректировку в курс технологии 8-го класса, полностью завершив его. Таким образом, на следующий год высвободят часы технологии для осуществления предпрофиля.

Три школы района (МОУ средняя общеобразовательная школа №1 г. Грязовца, МОУ «Юровская средняя общеобразовательная школ" и МОУ Слободская средняя общеобразовательная школа) с 2006-2007 учебного года начнут в полном объеме реализацию нового регионального базисного плана. Особенности которого состоят в следующем:

  1. учебный предмет "Иностранный язык" изучается со 2 класса, 2 часа в неделю;
  2. при 35-минутной продолжительности урока во 2 классах устанавливается максимально допустимая недельная нагрузка - 25 часов в неделю;
  3. на второй ступени обучения в 8-х классах вводятся предметы охраны безопасности жизнедеятельности (1 час в неделю) и информатика и информационно-коммуникационные технологии (1 час в неделю);
  4. в 9-х классах информатика вводится в объеме 2-х часов в неделю, часы технологии передаются на организацию предпрофильной подготовки для проведения элективных курсов;
  5. при полной наполняемости предполагается деление классов на группы для проведения уроков информатики и иностранного языка;
  6. в течение года будет осуществляться подготовка перехода на профильное обучение в старшей школе на универсальный базисный план.

Переход образовательных учреждений района на новый базисный план должен осуществляться поэтапно, по мере разработки и внедрения программ и учебных пособий в рамках федерального и регионального компонентов и с учетом степени готовности школ.



Все права защищены
Создание сайта АСТРА Теле.ком
| Телефонный справочник | Обращения граждан | Партнеры | Планы основных мероприятий | Форум